Информационно-аналитическая справка о реализации «Дорожной карты» по развитию муниципальной системы оценки качества образования Серовского городского округа по направлению «Оценка качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»

Информационно-аналитическая справка

о реализации «Дорожной карты» по развитию муниципальной системы оценки качества образования по направлению

«Оценка качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»

I. Введение

В соответствии с распоряжением ООА СГО Управление образования от 23.10.2020 № 116-р «Об утверждении Дорожной карты по развитию муниципальной системы оценки качества образования и муниципальных механизмов управления качеством образования на территории Серовского городского округа на 2020-2023 годы» проведена процедура оценки качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и инвалидностью. Процедура оценки качества образования (далее — КО) проводилась в период с 10.04.2022 г. по 06.07.2022 г. Основными элементами оценки КО являлись мониторинговые и статистические процедуры, анализ информации, представленной на официальных сайтах муниципальных образовательных организаций Серовского городского округа.

Цель проведения оценки КО: определение качества условий и организации образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.

Задачи:

  • формирование единой системы мониторинга и контроля качества образования при реализации АОП/АООП;
  • организация и проведение процедур и/или мероприятий контроля и оценки качества образовательной деятельности, оценки образовательных результатов освоения АОП/АООП, оценки условий реализации АОП/АООП на основе требований ФГОС ДО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФГОС УО (интеллектуальные нарушения).

В основу оценки КО детей с ОВЗ и детей-инвалидов включены критерии оценки (показатели) механизмов управления качеством образования по следующим направлениям (трекам):

— качество реализации адаптированных образовательных программ (структура, содержание);
— качество образовательных условий в муниципальных образовательных организациях (кадровые, информационные, психолого -педагогические условия);

— качество результатов образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов (результаты ГИА, профориентационная работа).

Критерии оценки (показатели):

1.Сведения о наличии в муниципальных образовательных организациях адаптированных образовательных программ (АОП/АООП),

2.Оценка соответствия структуры АОП/АООП требованиям ФГОС и ФЗ-273 «Об образовании в РФ»,

3.Оценка организационно-содержательных аспектов реализации АОП/АООП, кадровое обеспечение,

4.Информационное обеспечение реализации АОП/АООП,

5.Информация о результатах государственной итоговой аттестации обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в 2020-2022 г.г.,

6.Организация профориентационной работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью.

В процедурах проведения оценки КО приняли участие муниципальные образовательные организации, в которых обучаются и воспитываются дети с ОВЗ и дети-инвалиды. Всего — 27 организаций: дошкольные образовательные организации (10 — юр.лица) и общеобразовательные организации (17 – юр.лица) Серовского городского округа.

В качестве основного метода сбора информации использовались открытые источники информации о деятельности МОО (официальные сайты), анализ информации, полученной по запросу ООА СГО Управление образования.

Сокращения, используемые в тексте:

МОО — муниципальные образовательные организации,

ДОО — дошкольные образовательные организации,

ГИА -государственная итоговая аттестация,

ФГОС — Федеральные государственные образовательные стандарты,

ООП — основная образовательная программа,

ЭОС -электронные образовательные системы

АОП -адаптированная образовательная программа,

АООП -адаптированная основная образовательная программа,

СГО — Серовский городской округ,

ЗПР -задержка психического развития,

РАС — расстройство аутистического спектра,

НОДА — нарушение опорно-двигательного аппарата,

ТНР — тяжелые нарушения речи,

УО — умственная отсталость (интеллектуальные нарушения),

ИПРА — индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалидов

II. Результаты оценки КО детей с ОВЗ и детей-инвалидов в муниципальных образовательных организациях СГО

Направление № 1

Качество реализации адаптированных образовательных программ

По итогам проведенного мониторинга и полученных статистических данных установлено, что по состоянию на 30.05.2022 г. из 5052 детей, посещающих дошкольные образовательные организации, 328 детей — являются детьми с ОВЗ и 90 детей являются детьми-инвалидами (в 2020 году — 290 детей с ОВЗ, 69 детей-инвалидов). Функционирует 30 групп компенсирующей направленности (2021 г.– 20 групп), в которых получают дошкольное образование дети с ослабленным зрением, тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, ограничениями двигательной активности, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра. Все дети реализуют адаптированные образовательные программы дошкольного образования и получают коррекционно — развивающую помощь.

На уровнях начального, основного и среднего общего образования адаптированные основные общеобразовательные программы в 2021-2022 учебном году реализовывали 749 обучающихся с ОВЗ и 112 детей-инвалидов (в 2020-2021 уч.году — 543 обучающийся с ОВЗ и 91 ребенок-инвалид), всего- 861 обучающийся, из них 42 обучающийся получали образование по адаптированным образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и 2 ребенка реализовывали СИПР (специальную индивидуальную программу развития). Образование обучающихся с ОВЗ было организовано как совместно с другими обучающимися (инклюзивно), так и в отдельных классах (ресурсные классы).

Показатель 1

Сведения о наличии в муниципальных образовательных организациях адаптированных образовательных программ (АОП/АООП)

Уровень образованияОбщее количество АОП, реализуемых в ООИз них: по нозологиям
Дошкольное общее образование26АОП (ТНР) — 10 АОП (ЗПР) — 7 АОП (РАС) — 3 АОП (УО) — 4 АОП (НОДА) — 2
Начальное общее образование37АОП (ЗПР, вар.7.1) — 12 АОП (ЗПР вар.7.2) — 9 АОП (ТНР 5.1) — 4 АОП (НОДА 6.1) — 2 АОП (РАС 8.1) — 1 АОП (РАС 8.2) — 1 АОП (слабосл.2.1) — 1 АОП (слабовид. 4.1) — 1 АОП (УО вар 1) — 6
Основное общее образование17АОП (ЗПР) — 11 АОП (ТНР)- 1 АОП (УО вар 1) — 5
Среднее общее образование00

Вывод: с каждым годом увеличивается количество детей с ОВЗ, которым предоставлена возможность обучаться совместно с другими обучающимися в условиях инклюзии или в отдельных группах, классах по адаптированным образовательным программам в образовательных организациях по месту жительства.

Показатель 2

Оценка соответствия структуры АОП/АООП требованиям ФГОС и ФЗ-273 «Об образовании в РФ»

Уровень образованияПараметры оценкиИндикаторыОценка в %Замечания, примечания, пояснения
Дошкольное общее (инклюзивное) образованиеСтруктура АОП/АООП в соответствии с требованиями ФГОС, ФЗ-273

Наличие обязательной части 60%
наличие части, формируемой участниками образовательных отношений 40%

70%
У 30% ДОО нет в АООП четко выделенной части, формируемой участниками образовательных отношений
Наличие целевого раздела(пояснительная записка, характеристика нозологии, планируемые результаты)75%У 25% ДОО достижение целевых ориентиров не учитывает специфику нозологии
Наличие содержательного раздела (содержание деятельности по областям, коррекционная работа, Рабочая программа воспитания)60%Не у всех ДОО в АОП/АООП четко определена структура коррекционной работы, рабочая программа воспитания является отдельным документом, не входящим в содержательный раздел программы
Наличие организационного раздела (режим дня, учебный план, календарный план воспитательной работы, материально-технич., кадровое и др. обеспечение, необходимое для реализации ООП60%Организационный раздел АОП/АООП у многих ДОО наполнен не в соответствии с ФГОС , примерной адаптированной программы дошкольного образования определенной нозологии
Срок освоения программы (АОП/АООП)Соответствие реального срока реализации программы нормативному80%У двух ДОО сроки реализации программы, указанные на титульном листе программы и в тексте самой программы не совпадают
Наличие рабочих программВоспитатели100%
Специалисты70%Рабочие программы специалистов представлены в виде планов работы
Др.пед.работники (музыкальные руководители, инструктора по физической культуре)70%Не учитываются особенности развития детей, нозологии
Наличие кадровых условий реализации АОП/АООПОбеспеченность специалистами: педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, тьюторы, ассистенты65%Не достаточно специалистов для организации психолого-педагогического сопровождения реализации АОП/АООП
Начальное общее образование
Структура АОП /АООП в соответствии с требованиями ФГОС, ФЗ-273Наличие обязательной части 80%
наличие части, формируемой участниками образовательных отношений 20%

100%
Соотношение выполняется за сче введения часов внеурочной деятельности
Наличие целевого раздела(пояснительная записка, характеристика нозологии, планируемые результаты)70%Не во всех АОП/АООП планируемые результаты и оценочные процедуры учитывают особенности нозологии
Наличие содержательного раздела (содержание образования по предметам, коррекционная работа, Рабочая программа воспитания)80%Рабочая программа воспитания является отдельным документом, а не частью АОП/АООП
Наличие организационного раздела ( учебный план, календарный план воспитательной работы, материально-технич., кадровое и др. обеспечение, необходимое для реализации ООП)70%Не у всех ОО в АОП/АООП включен календарный план воспитательной работы, отсутствует описание особенностей организации внеурочной деятельности, определены материально-технические условия
Срок освоения программыСоответствие реального срока реализации программы нормативному100%Соответствует
Наличие рабочих программФедеральная часть учебного плана100%Соответствуетсоответствует
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений60%У многих ОО рабочие программы учебных предметов, курсов части, формируемой участниками образовательных отношений не выставлены на сайт
Программы внеурочной деятельности50%На сайтах ОО отсутствует список программ внеурочной деятельности, предлагаемый ОО на учебный год, выставлены не все рабочие программы курсов внеурочной деятельности, коррекционно-развивающих курсов
Наличие кадровых условий (обеспеченность специалистами)Обеспеченность специалистами: педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, тьюторы, ассистенты65%Не все ОО обеспечены специалистами в полном объеме, особая потребность в учителях-дефектологах
Основное общее образованиеСтруктура АОП/АООП в соответствии с требованиями ФГОС, ФЗ-273Наличие обязательной части 70%
наличие части, формируемой участниками образовательных отношений 30%
100%Соотношение выполняется за счет курсов внеурочной деятельности
Наличие целевого раздела(пояснительная записка, характеристика нозологии, планируемые результаты)80%планируемые результаты и оценочные процедуры не учитывают особенности нозологии, требования ФГОСов
Наличие содержательного раздела (содержание по предметам, коррекционная работа, Рабочая программа воспитания)61%Содержание учебных предметов АОП не учитывает особенности нозологии, не определена четкая структура работы специалистов по организации психолого-педагогического сопровождения, Рабочая программа воспитания не отражена в содержательном разделе, а является отдельным документом
Наличие организационного раздела (учебный план, календарный план воспитательной работы, материально-техническое обеспечение, необходимое для реализации АОП/АООП65%У многих ОО календарный план воспитательной работы не включен в организационный раздел, материально-техническое обеспечение не учитывает особенности нозологии
Срок освоения программыСоответствие реального срока реализации программы нормативному100%Соответствует
Наличие рабочих программФедеральная часть учебного плана
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
Программы курсов внеурочной деятельности
100%


55%



50%
На сайтах ОО в полном объеме размещены рабочие программы учебных курсов (предметов) инвариантной части учебного плана, рабочие программы курсов коррекционно-равивающей направленности, внеурочной деятельности выставлены не в полном объеме
Наличие кадровых условий (обеспеченность специалистами)Обеспеченность специалистами: педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, тьюторы, ассистенты65%Не все ОО обеспечены специалистами в полном объеме

Результаты, отраженные в таблице, указывают на то, что АОП/АООП требуют осмысления и корректировки.

Рекомендации руководителям:

1.внести коррективы в АОП/АООП, учесть, что Рабочие программы воспитания и планы воспитательной работы должны быть частью образовательных программ, а не отдельным документом,

2. рабочие программы всех курсов, предметов, модулей учебного плана и плана внеурочной деятельности должны быть выставлены на сайт ОО в полном объеме,

3. спланировать деятельность по совершенствованию кадровой политики ОО, по привлечению специалистов для реализации АОП/АООП, осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающихся в соответствии с рекомендациями ПМПК и ИПРА.

Направление 2

Качество образовательных условий в МОО (кадровые условия, психолого -педагогические)

Показатель №3

Оценка организационных аспектов реализации АОП/АООП, кадровое обеспечение

1.Информация о количестве специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов


Общее количество специалистов
педагог-психологучитель-логопедучитель-дефектологСоциальный педагогтьюторассистент
Дошкольные образовательные организации22349051
Общеобразовательные организации161391850
ИТОГО38471818101

По данным руководителей образовательных организаций все специалисты участвуют в реализации АОП/АООП, программ коррекционно — развивающей деятельности, оказывают психолого-педагогическое сопровождение. Но несмотря на это обеспеченность специалистами — недостаточная.

Рекомендации руководителям:

1. Обеспечить восполнение дефицита педагогических работников через переподготовку имеющихся педагогических работников, использование механизма целевого обучения, привлечение необходимых педагогических работников в рамках сетевого взаимодействия.
2. Содействовать повышению квалификации педагогических работников по вопросам работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.

2. Организационные аспекты реализации АОП/АООП

Уровень образованияПараметры оценки, анализаИндикаторыРезультат
Дошкольное образованиеНаличие групп компенсирующей направленностиКоличество групп компенсирующей направленности30 групп
Организационные аспекты реализации АОП/АООП, выполнения рекомендаций ПМПК и ИПРАНаличие заявлений родителей на обучение по АООП/АОП97%
Наличие ППк, соответствие документов ППк требованиям законодательства90%
Наличие карт развития90%
Наличие расписания специалистов100%
Наличие курсов ПК по работе с детьми с ОВЗ у пед.работников, реализующих АОП/АООП100%
Начальное общее образованиеНаличие в МОО классов коррекционной направленности (ресурсных)Количество коррекционных (ресурсных) классов8
Организационные аспекты реализации АОП/АООП, выполнения рекомендаций ПМПК и ИПРАОбеспеченность учебниками100%
Наличие заявлений родителей на реализацию АОП/АООП100%
Наличие ППк, соответствие документов ППк требованиям законодательства89%
Наличие карт развития98%
Наличие расписания специалистов100%, у многих ОО расписание есть, но не согласовано с руководителем
Наличие курсов ПК по работе с детьми с ОВЗ у пед.работников, реализующих АОП/АООП100%
Основное общее образованиеНаличие в МОО коррекционных (ресурсных) классовКоличество коррекционных (ресурсных) классов4
Организационные аспекты реализации АОП/АООП, выполнения рекомендаций ПМПК и ИПРАОбеспеченность учебниками100%
Наличие заявлений родителей на реализацию АОП/АООП100%
Наличие ППк, соответствие документов ППк требованиям законодательства89%
Наличие карт развития96%
Наличие расписания специалистов91%, у многих ОО расписание есть, но не согласовано с руководителем, нет расписания у социальных педагогов
Наличие курсов ПК пед.работников, реализующих АОП100%

3. Проведение профилактических мероприятий

На основании распоряжения Управления образования СГО от 22.02.2022г. № 15-р были проведены профилактические мероприятия по выполнению рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий, по созданию условий обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ, вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в муниципальных образовательных организациях в период с 24.02.2022 года по 30.05.2022 года. По результатам анализа представленных документов при проведении профилактических мероприятий руководителям ОО были даны рекомендации:

МАОУ СОШ №22, МБОУ СОШ №11, МАОУ СОШ №14, МБОУ ООШ №26, МАОУ СОШ №15, МАОУ СОШ №27 рекомендовано использовать в работе специалистов ППк «Карту развития ребенка» предложено утвердить форму «Карты развития ребенка» приложением к «Положению о ППк».

МАОУ СОШ №22, МБОУ СОШ №11, МАОУ СОШ №14, МАОУ СОШ №27 пересмотреть рабочие программы специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда).

Всем организациям рекомендовано внести изменения в заявление родителя об организации обучения по АООП /АОП: прописать уровень образования, нозологию, вариант программы и конкретизировать пролонгируемый класс (при варианте 2), т.к. данная информация в заявлениях родителей отсутствует.

МАОУ СОШ №22, МБОУ СОШ №11 рекомендовано доработать графики работы специалистов. График работы социального педагога был представлен только в МБОУ ООШ №26 и МАОУ СОШ №27.

МБОУ ООШ №26 доработать АОП, а именно: — раздел коррекционной работы специалистов. МБОУ СОШ №11 привести в соответствие с ФГОС ООО и примерной АООП ООО для обучающихся с ЗПР (исключить наличие вариантов 7.1 и 7.2). Разработать и утвердить СИПР для обучающейся по АООП УО вариант 2, ребенка-инвалида и организовать сопровождение данного ребенка педагогами ОО.

МАОУ СОШ №22, МБОУ ООШ №11, МАОУ СОШ №14, МБОУ ООШ №26, МАОУ СОШ №15 рекомендовано оформлять «Представление ППк на обучающегося для предоставления на ПМПК» в соответствии с формой, утвержденной в «Положении о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации». Примерное «Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации», а также структура «Представления ППк» предложены в распоряжении Министерства просвещения РФ №93-Р от 09.09.2019г. «Положение о ППк» утверждено во всех образовательных организациях СГО.

МАОУ СОШ №14, МАДОУ №11 рекомендовано доработать «Положение о ППк». В МАОУ СОШ №15 выявлены обучающиеся, у которых не реализован вариант 2 АОП: ПМПК было рекомендовано обучение по АООП НОО для обучающихся с ЗПР, вариант 7.2, который предполагает срок освоения программы 5 лет, а фактически срок освоения программы составил 4 года и обучающиеся были переведены в 5 класс.

Рекомендации: руководителям муниципальных образовательных организаций учесть рекомендации, данные в ходе профилактических мероприятий, при планировании и организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.

Показатель 4

Информационное обеспечение реализации АОП/АООП

Уровень образованияПараметры оценки, анализаИндикаторыРезультат
Дошкольное общее образованиеНаличие сайта ОО
Размещение информации о реализуемых АОП/АООП на официальном сайте организации Наличие на сайте ОО информации для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью (рекомендации специалистов, памятки, буклеты)У 50% дошкольных образовательных организациях отсутствует информация для родителей, воспитывающих детейс ОВЗ и детей-инвалидов, не выставлены рекомендации специалистов по вопросам развития и воспитания детей с ОВЗ и (или) инвалидностью Информация о реализуемых АОП/АООП выставлена у 90% ДОО в полном объеме.
Доступ к сети «Интернет»Наличие доступа к сети «Интернет» педагогических и руководящих работников100%, все педагогические работники имеют доступ к сети «Интернет»
Использование в образовательной деятельности по реализации АОП/АООП дистанционных технологий обученияДистанционные образовательные технологии использовались в период ковидных мероприятий
Наличие информационных стендов в ООРазмещение на стендах ОО информации о реализуемых АОП/АООП, информации для родителей в виде памяток, буклетов, рекомендацийУ 40% дошкольных образовательных организаций на стендах отсутствует информация о реализуемых АОП/АООП, информации для родителей в виде памяток, буклетов, рекомендаций
Начальное общее образованиеНаличие сайта организации
Размещение информации о реализуемых АОП/АООП на официальном сайте организации Наличие на сайте ОО информации для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью (рекомендации специалистов, памятки, буклеты)Информация о реализуемых АОП/АООП выставлена, но у 50% ОО отсутствует информация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, не выставлены рекомендации специалистов по вопросам развития и воспитания детей с ОВЗ и (или) инвалидностью
Доступ к сети «Интернет»Наличие доступа к сети «Интернет» всех участников образовательных отношений100% все педагогические и руководящие работники ОО имеют доступ к сети «Интернет»
Школьная библиотека
Наличие в планах работы школьной библиотеки, познавательных мероприятий для детей с ОВЗ, мероприятий профориентационной направленностиУ 70% педагогов-библиотекарей в планах отсутствуют мероприятия профориентационной направленности с младшими школьниками
Доступ к ЭОС и использование ЭОР в образовательной деятельностиНаличие реестра ЭОР, учет их в рабочих программах педагоговНе во всех ОО сформирован реестр электронных образовательных ресурсов (ЭОР), используемых на уровне начального общего образования
Наличие информационных стендов в ООНаличие информации об организации обучения детей с ОВЗУ 80% ОО отсутствует на стендах информация об организации обучения детей с ОВЗ
Основное общее образованиеСайт организацииИнформативность сайта Размещение инфрмации о реализуемых АОП/АООП на официальном сайте организации Наличие на сайте ОО информации для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью (рекомендации специалистов, памятки, буклеты)У всех ОО размещена информация о реализуемых АОП /АООП, но у 50% ОО отсутствует информация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, не выставлены рекомендации специалистов по вопросам развития и воспитания детей с ОВЗ и (или) инвалидностью
Доступ к сети «Интернет»Наличие доступа к сети «Интернет» всех участников образовательных отношений100% доступность всех участников образовательных отношений
Наличие библиотекиНаличие в планах работы библиотеки познавательных мероприятий для детей с ОВЗУ 70% педагогов-библиотекарей в планах отсутствуют мероприятия профориентационной направленности с детьми с ОВЗ и инвалидностью
Доступ к ЭОС и использование ЭОР в образовательной деятельностиНаличие реестра ЭОР, учет их в рабочих программах педагоговНе во всех ОО сформирован реестр электронных образовательных ресурсов (ЭОР), используемых на уровне основного общего образования
Наличие информационных стендов в ООНаличие информации об организации обучения детей с ОВЗУ 80% ОО отсутствует на стендах информация об организации обучения детей с ОВЗ

Вывод, рекомендации:

Информационное обеспечение реализации АОП/АООП в МОО недостаточное. Для эффективного обеспечения информационного сопровождения реализации адаптированных образовательных программ необходимо на сайтах и стендах ОО разместить информацию для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, рекомендации специалистов по вопросам развития и воспитания детей с ОВЗ и (или) инвалидностью, сформировать реестр ЭОР и довести его до сведений всех участников образовательных отношений.

Направление № 3

Качество результатов образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов (результаты успеваемости и ГИА, профориентационная работа)

Показатель 5

Информация о результатах государственной итоговой аттестации обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в 2020-2022 г.г.

годКоличество участников ГВЭ-9 (чел.)Из них:Получили аттестат об ООО (чел.)Количество участников ГВЭ-11 (чел.)Из них:Получили аттестат о СОО (чел.)Дети с интел. нарушениями
в ОО (чел.)на дому (чел.)в ОО (чел.)на дому (чел.)Количество (чел.)Получили Свидетельство об образовании
20204949049330344
2021424114211011111
20227070040220222
Итого за 3 года161160113166061717

Вывод: ежегодно все обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью успешно проходят ГИА. Исключение составил 2022 год, 2 обучающихся с ОВЗ (ОУ № 9,21) не сдали математику в основные сроки. Повторная сдача экзамена по математике за 9 класс планируется на сентябрь 2022 года.

Показатель 6

Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся МОО с ОВЗ

Количество детей 5-9 классов с ОВЗ и инвалидностью, прошедших профессиональные пробыКоличество детей 5-9 классов с ОВЗ и инвалидностью, прошедших профессиональные пробыВсего детей с инвалидностью в 5-9 классах -65 чел., из них профессиональные пробы прошли 23 чел. Дети с ОВЗ проходили профессиональные пробы в рамках учебных курсов «Технология» и «Профессиональное самоопределение» — 64 чел.
Доля обучающихся 5-9 классов с ОВЗ и инвалидностью, прошедших профессиональные пробы35,4%
Организация психолого-педагогической и консультационной помощи по вопросам профессиональной ориентацииКоличество обучающихся 5-9 классов с ОВЗ, охваченных психолого-педагогической поддержкой, консультационной помощью по вопросам профессиональной ориентации234 чел
Доля обучающихся 5-9 классов с ОВЗ, охваченных психолого-педагогической поддержкой, консультационной помощью по вопросам профессиональной ориентации80%
Обучающиеся 5-9 классов, принявшие участие в региональном чемпионате «Абилимпикс»Количество обучающихся 5-9 классов, принявшие участие в региональном чемпионате «Абилимпикс»0 чел.

Рекомендации:

1 В образовательных организациях необходимо проводить целенаправленную профориентационную работу, начиная с младшего школьного возраста. Эта работа должна включать в себя более широкое профессиональное информирование.

2. Профориентационная работа с обучающимися с ОВЗ должна проводиться комплексно, с включением в этот процесс различных специалистов и родителей ребенка.
3. Родители обучающихся должны быть активными участниками процесса профориентации. Необходимо на протяжении всего периода профориентации проводить корректировку профессиональных планов ребенка в соответствии с его возможностями. На основе корректировки профессиональных планов необходимо
проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.

4. Целесообразно для обучающихся старших классов введение в учебный
процесс элементов самостоятельной подготовки и самостоятельного
изучения некоторых тем, что в будущем будет способствовать более
эффективному профессиональному обучению, особенно в заочной форме.

III. Общие выводы и рекомендации:

По итогам проведенного мониторинга руководителям образовательных организаций рекомендуется:
1. создать условия для получения качественного образования детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК, с учетом Методических рекомендаций руководителям общеобразовательных организаций по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
2. принять меры по кадровому обеспечению реализации АОП/АООП в МОО , обеспечить направление на курсы повышения квалификации педагогических работников, реализующих АОП/АООП,
3. предусмотреть меры по организации трудового обучения детей с ОВЗ (умственная отсталость)с учетом региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей);
4. направлять своевременно детей на ПМПК и создавать необходимые условия для получения качественного образования в соответствии с заключением ПМПК и ИПРА,
5. принять меры по эффективной организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ОО, в том числе с применением сетевой формы реализации образовательных программ;
6. проводить информационную работу с родителями по ознакомлению с АОП/АООП, учебными планами, содержанием обучения.

7.провести мониторинг удовлетворенности созданных в ОО специальных условий для обучающихся с ОВЗ в рамках реализации АОП/АООП.

Главный специалист ООА СГО

Управление образования Н.В.Важнова

Яндекс.Метрика