Информационно-аналитическая справка о реализации «Дорожной карты» по развитию муниципальной системы оценки качества образования Серовского городского округа по направлению «Оценка качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
о реализации «Дорожной карты» по развитию муниципальной системы оценки качества образования по направлению
«Оценка качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
I. Введение
В соответствии с распоряжением ООА СГО Управление образования от 23.10.2020 № 116-р «Об утверждении Дорожной карты по развитию муниципальной системы оценки качества образования и муниципальных механизмов управления качеством образования на территории Серовского городского округа на 2020-2023 годы» проведена процедура оценки качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и инвалидностью. Процедура оценки качества образования (далее — КО) проводилась в период с 10.04.2022 г. по 06.07.2022 г. Основными элементами оценки КО являлись мониторинговые и статистические процедуры, анализ информации, представленной на официальных сайтах муниципальных образовательных организаций Серовского городского округа.
Цель проведения оценки КО: определение качества условий и организации образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.
Задачи:
формирование единой системы мониторинга и контроля качества образования при реализации АОП/АООП;
организация и проведение процедур и/или мероприятий контроля и оценки качества образовательной деятельности, оценки образовательных результатов освоения АОП/АООП, оценки условий реализации АОП/АООП на основе требований ФГОС ДО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФГОС УО (интеллектуальные нарушения).
В основу оценки КО детей с ОВЗ и детей-инвалидов включены критерии оценки (показатели) механизмов управления качеством образования по следующим направлениям (трекам):
— качество реализации адаптированных образовательных программ (структура, содержание); — качество образовательных условий в муниципальных образовательных организациях (кадровые, информационные, психолого -педагогические условия);
— качество результатов образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов (результаты ГИА, профориентационная работа).
Критерии оценки (показатели):
1.Сведения о наличии в муниципальных образовательных организациях адаптированных образовательных программ (АОП/АООП),
2.Оценка соответствия структуры АОП/АООП требованиям ФГОС и ФЗ-273 «Об образовании в РФ»,
3.Оценка организационно-содержательных аспектов реализации АОП/АООП, кадровое обеспечение,
4.Информационное обеспечение реализации АОП/АООП,
5.Информация о результатах государственной итоговой аттестации обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в 2020-2022 г.г.,
6.Организация профориентационной работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью.
В процедурах проведения оценки КО приняли участие муниципальные образовательные организации, в которых обучаются и воспитываются дети с ОВЗ и дети-инвалиды. Всего — 27 организаций: дошкольные образовательные организации (10 — юр.лица) и общеобразовательные организации (17 – юр.лица) Серовского городского округа.
В качестве основного метода сбора информации использовались открытые источники информации о деятельности МОО (официальные сайты), анализ информации, полученной по запросу ООА СГО Управление образования.
Сокращения, используемые в тексте:
МОО — муниципальные образовательные организации,
ДОО — дошкольные образовательные организации,
ГИА -государственная итоговая аттестация,
ФГОС — Федеральные государственные образовательные стандарты,
ООП — основная образовательная программа,
ЭОС -электронные образовательные системы
АОП -адаптированная образовательная программа,
АООП -адаптированная основная образовательная программа,
ИПРА — индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалидов
II.Результаты оценки КО детей с ОВЗ и детей-инвалидов в муниципальных образовательных организациях СГО
Направление № 1
Качество реализации адаптированных образовательных программ
По итогам проведенного мониторинга и полученных статистических данных установлено, что по состоянию на 30.05.2022 г. из 5052 детей, посещающих дошкольные образовательные организации, 328 детей — являются детьми с ОВЗ и 90 детей являются детьми-инвалидами (в 2020 году — 290 детей с ОВЗ, 69 детей-инвалидов). Функционирует 30 групп компенсирующей направленности (2021 г.– 20 групп), в которых получают дошкольное образование дети с ослабленным зрением, тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, ограничениями двигательной активности, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра. Все дети реализуют адаптированные образовательные программы дошкольного образования и получают коррекционно — развивающую помощь.
На уровнях начального, основного и среднего общего образования адаптированные основные общеобразовательные программы в 2021-2022 учебном году реализовывали 749 обучающихся с ОВЗ и 112 детей-инвалидов (в 2020-2021 уч.году — 543 обучающийся с ОВЗ и 91 ребенок-инвалид), всего- 861 обучающийся, из них 42 обучающийся получали образование по адаптированным образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и 2 ребенка реализовывали СИПР (специальную индивидуальную программу развития). Образование обучающихся с ОВЗ было организовано как совместно с другими обучающимися (инклюзивно), так и в отдельных классах (ресурсные классы).
Показатель 1
Сведения о наличии в муниципальных образовательных организациях адаптированных образовательных программ (АОП/АООП)
Вывод: с каждым годом увеличивается количество детей с ОВЗ, которым предоставлена возможность обучаться совместно с другими обучающимися в условиях инклюзии или в отдельных группах, классах по адаптированным образовательным программам в образовательных организациях по месту жительства.
Показатель 2
Оценка соответствия структуры АОП/АООП требованиям ФГОС и ФЗ-273 «Об образовании в РФ»
Уровень образования
Параметры оценки
Индикаторы
Оценка в %
Замечания, примечания, пояснения
Дошкольное общее (инклюзивное) образование
Структура АОП/АООП в соответствии с требованиями ФГОС, ФЗ-273
Наличие обязательной части 60% наличие части, формируемой участниками образовательных отношений 40%
70%
У 30% ДОО нет в АООП четко выделенной части, формируемой участниками образовательных отношений
Наличие целевого раздела(пояснительная записка, характеристика нозологии, планируемые результаты)
75%
У 25% ДОО достижение целевых ориентиров не учитывает специфику нозологии
Наличие содержательного раздела (содержание деятельности по областям, коррекционная работа, Рабочая программа воспитания)
60%
Не у всех ДОО в АОП/АООП четко определена структура коррекционной работы, рабочая программа воспитания является отдельным документом, не входящим в содержательный раздел программы
Наличие организационного раздела (режим дня, учебный план, календарный план воспитательной работы, материально-технич., кадровое и др. обеспечение, необходимое для реализации ООП
60%
Организационный раздел АОП/АООП у многих ДОО наполнен не в соответствии с ФГОС , примерной адаптированной программы дошкольного образования определенной нозологии
Срок освоения программы (АОП/АООП)
Соответствие реального срока реализации программы нормативному
80%
У двух ДОО сроки реализации программы, указанные на титульном листе программы и в тексте самой программы не совпадают
Наличие рабочих программ
Воспитатели
100%
Специалисты
70%
Рабочие программы специалистов представлены в виде планов работы
Др.пед.работники (музыкальные руководители, инструктора по физической культуре)
70%
Не учитываются особенности развития детей, нозологии
Не достаточно специалистов для организации психолого-педагогического сопровождения реализации АОП/АООП
Начальное общее образование
Структура АОП /АООП в соответствии с требованиями ФГОС, ФЗ-273
Наличие обязательной части 80% наличие части, формируемой участниками образовательных отношений 20%
100%
Соотношение выполняется за сче введения часов внеурочной деятельности
Наличие целевого раздела(пояснительная записка, характеристика нозологии, планируемые результаты)
70%
Не во всех АОП/АООП планируемые результаты и оценочные процедуры учитывают особенности нозологии
Наличие содержательного раздела (содержание образования по предметам, коррекционная работа, Рабочая программа воспитания)
80%
Рабочая программа воспитания является отдельным документом, а не частью АОП/АООП
Наличие организационного раздела ( учебный план, календарный план воспитательной работы, материально-технич., кадровое и др. обеспечение, необходимое для реализации ООП)
70%
Не у всех ОО в АОП/АООП включен календарный план воспитательной работы, отсутствует описание особенностей организации внеурочной деятельности, определены материально-технические условия
Срок освоения программы
Соответствие реального срока реализации программы нормативному
100%
Соответствует
Наличие рабочих программ
Федеральная часть учебного плана
100%
Соответствуетсоответствует
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
60%
У многих ОО рабочие программы учебных предметов, курсов части, формируемой участниками образовательных отношений не выставлены на сайт
Программы внеурочной деятельности
50%
На сайтах ОО отсутствует список программ внеурочной деятельности, предлагаемый ОО на учебный год, выставлены не все рабочие программы курсов внеурочной деятельности, коррекционно-развивающих курсов
Наличие кадровых условий (обеспеченность специалистами)
Не все ОО обеспечены специалистами в полном объеме, особая потребность в учителях-дефектологах
Основное общее образование
Структура АОП/АООП в соответствии с требованиями ФГОС, ФЗ-273
Наличие обязательной части 70% наличие части, формируемой участниками образовательных отношений 30%
100%
Соотношение выполняется за счет курсов внеурочной деятельности
Наличие целевого раздела(пояснительная записка, характеристика нозологии, планируемые результаты)
80%
планируемые результаты и оценочные процедуры не учитывают особенности нозологии, требования ФГОСов
Наличие содержательного раздела (содержание по предметам, коррекционная работа, Рабочая программа воспитания)
61%
Содержание учебных предметов АОП не учитывает особенности нозологии, не определена четкая структура работы специалистов по организации психолого-педагогического сопровождения, Рабочая программа воспитания не отражена в содержательном разделе, а является отдельным документом
Наличие организационного раздела (учебный план, календарный план воспитательной работы, материально-техническое обеспечение, необходимое для реализации АОП/АООП
65%
У многих ОО календарный план воспитательной работы не включен в организационный раздел, материально-техническое обеспечение не учитывает особенности нозологии
Срок освоения программы
Соответствие реального срока реализации программы нормативному
100%
Соответствует
Наличие рабочих программ
Федеральная часть учебного плана Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Программы курсов внеурочной деятельности
100%
55%
50%
На сайтах ОО в полном объеме размещены рабочие программы учебных курсов (предметов) инвариантной части учебного плана, рабочие программы курсов коррекционно-равивающей направленности, внеурочной деятельности выставлены не в полном объеме
Наличие кадровых условий (обеспеченность специалистами)
Не все ОО обеспечены специалистами в полном объеме
Результаты, отраженные в таблице, указывают на то, что АОП/АООП требуют осмысления и корректировки.
Рекомендации руководителям:
1.внести коррективы в АОП/АООП, учесть, что Рабочие программы воспитания и планы воспитательной работы должны быть частью образовательных программ, а не отдельным документом,
2. рабочие программы всех курсов, предметов, модулей учебного плана и плана внеурочной деятельности должны быть выставлены на сайт ОО в полном объеме,
3. спланировать деятельность по совершенствованию кадровой политики ОО, по привлечению специалистов для реализации АОП/АООП, осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающихся в соответствии с рекомендациями ПМПК и ИПРА.
Направление 2
Качество образовательных условий в МОО (кадровые условия, психолого -педагогические)
Показатель №3
Оценка организационных аспектов реализации АОП/АООП, кадровое обеспечение
1.Информация о количестве специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Общее количество специалистов
педагог-психолог
учитель-логопед
учитель-дефектолог
Социальный педагог
тьютор
ассистент
Дошкольные образовательные организации
22
34
9
0
5
1
Общеобразовательные организации
16
13
9
18
5
0
ИТОГО
38
47
18
18
10
1
По данным руководителей образовательных организаций все специалисты участвуют в реализации АОП/АООП, программ коррекционно — развивающей деятельности, оказывают психолого-педагогическое сопровождение. Но несмотря на это обеспеченность специалистами — недостаточная.
Рекомендации руководителям:
1. Обеспечить восполнение дефицита педагогических работников через переподготовку имеющихся педагогических работников, использование механизма целевого обучения, привлечение необходимых педагогических работников в рамках сетевого взаимодействия. 2. Содействовать повышению квалификации педагогических работников по вопросам работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.
2. Организационные аспекты реализации АОП/АООП
Уровень образования
Параметры оценки, анализа
Индикаторы
Результат
Дошкольное образование
Наличие групп компенсирующей направленности
Количество групп компенсирующей направленности
30 групп
Организационные аспекты реализации АОП/АООП, выполнения рекомендаций ПМПК и ИПРА
Наличие заявлений родителей на обучение по АООП/АОП
97%
Наличие ППк, соответствие документов ППк требованиям законодательства
90%
Наличие карт развития
90%
Наличие расписания специалистов
100%
Наличие курсов ПК по работе с детьми с ОВЗ у пед.работников, реализующих АОП/АООП
100%
Начальное общее образование
Наличие в МОО классов коррекционной направленности (ресурсных)
Количество коррекционных (ресурсных) классов
8
Организационные аспекты реализации АОП/АООП, выполнения рекомендаций ПМПК и ИПРА
Обеспеченность учебниками
100%
Наличие заявлений родителей на реализацию АОП/АООП
100%
Наличие ППк, соответствие документов ППк требованиям законодательства
89%
Наличие карт развития
98%
Наличие расписания специалистов
100%, у многих ОО расписание есть, но не согласовано с руководителем
Наличие курсов ПК по работе с детьми с ОВЗ у пед.работников, реализующих АОП/АООП
100%
Основное общее образование
Наличие в МОО коррекционных (ресурсных) классов
Количество коррекционных (ресурсных) классов
4
Организационные аспекты реализации АОП/АООП, выполнения рекомендаций ПМПК и ИПРА
Обеспеченность учебниками
100%
Наличие заявлений родителей на реализацию АОП/АООП
100%
Наличие ППк, соответствие документов ППк требованиям законодательства
89%
Наличие карт развития
96%
Наличие расписания специалистов
91%, у многих ОО расписание есть, но не согласовано с руководителем, нет расписания у социальных педагогов
Наличие курсов ПК пед.работников, реализующих АОП
100%
3. Проведение профилактических мероприятий
На основании распоряжения Управления образования СГО от 22.02.2022г. № 15-р были проведены профилактические мероприятия по выполнению рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий, по созданию условий обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ, вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в муниципальных образовательных организациях в период с 24.02.2022 года по 30.05.2022 года. По результатам анализа представленных документов при проведении профилактических мероприятий руководителям ОО были даны рекомендации:
МАОУ СОШ №22, МБОУ СОШ №11, МАОУ СОШ №14, МБОУ ООШ №26, МАОУ СОШ №15, МАОУ СОШ №27 рекомендовано использовать в работе специалистов ППк «Карту развития ребенка» предложено утвердить форму «Карты развития ребенка» приложением к «Положению о ППк».
МАОУ СОШ №22, МБОУ СОШ №11, МАОУ СОШ №14, МАОУ СОШ №27 пересмотреть рабочие программы специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда).
Всем организациям рекомендовано внести изменения в заявление родителя об организации обучения по АООП /АОП: прописать уровень образования, нозологию, вариант программы и конкретизировать пролонгируемый класс (при варианте 2), т.к. данная информация в заявлениях родителей отсутствует.
МАОУ СОШ №22, МБОУ СОШ №11 рекомендовано доработать графики работы специалистов. График работы социального педагога был представлен только в МБОУ ООШ №26 и МАОУ СОШ №27.
МБОУ ООШ №26 доработать АОП, а именно: — раздел коррекционной работы специалистов. МБОУ СОШ №11 привести в соответствие с ФГОС ООО и примерной АООП ООО для обучающихся с ЗПР (исключить наличие вариантов 7.1 и 7.2). Разработать и утвердить СИПР для обучающейся по АООП УО вариант 2, ребенка-инвалида и организовать сопровождение данного ребенка педагогами ОО.
МАОУ СОШ №22, МБОУ ООШ №11, МАОУ СОШ №14, МБОУ ООШ №26, МАОУ СОШ №15 рекомендовано оформлять «Представление ППк на обучающегося для предоставления на ПМПК» в соответствии с формой, утвержденной в «Положении о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации». Примерное «Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации», а также структура «Представления ППк» предложены в распоряжении Министерства просвещения РФ №93-Р от 09.09.2019г. «Положение о ППк» утверждено во всех образовательных организациях СГО.
МАОУ СОШ №14, МАДОУ №11 рекомендовано доработать «Положение о ППк». В МАОУ СОШ №15 выявлены обучающиеся, у которых не реализован вариант 2 АОП: ПМПК было рекомендовано обучение по АООП НОО для обучающихся с ЗПР, вариант 7.2, который предполагает срок освоения программы 5 лет, а фактически срок освоения программы составил 4 года и обучающиеся были переведены в 5 класс.
Рекомендации: руководителям муниципальных образовательных организаций учесть рекомендации, данные в ходе профилактических мероприятий, при планировании и организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.
Показатель 4
Информационное обеспечение реализации АОП/АООП
Уровень образования
Параметры оценки, анализа
Индикаторы
Результат
Дошкольное общее образование
Наличие сайта ОО
Размещение информации о реализуемых АОП/АООП на официальном сайте организации Наличие на сайте ОО информации для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью (рекомендации специалистов, памятки, буклеты)
У 50% дошкольных образовательных организациях отсутствует информация для родителей, воспитывающих детейс ОВЗ и детей-инвалидов, не выставлены рекомендации специалистов по вопросам развития и воспитания детей с ОВЗ и (или) инвалидностью Информация о реализуемых АОП/АООП выставлена у 90% ДОО в полном объеме.
Доступ к сети «Интернет»
Наличие доступа к сети «Интернет» педагогических и руководящих работников
100%, все педагогические работники имеют доступ к сети «Интернет»
Использование в образовательной деятельности по реализации АОП/АООП дистанционных технологий обучения
Дистанционные образовательные технологии использовались в период ковидных мероприятий
Наличие информационных стендов в ОО
Размещение на стендах ОО информации о реализуемых АОП/АООП, информации для родителей в виде памяток, буклетов, рекомендаций
У 40% дошкольных образовательных организаций на стендах отсутствует информация о реализуемых АОП/АООП, информации для родителей в виде памяток, буклетов, рекомендаций
Начальное общее образование
Наличие сайта организации
Размещение информации о реализуемых АОП/АООП на официальном сайте организации Наличие на сайте ОО информации для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью (рекомендации специалистов, памятки, буклеты)
Информация о реализуемых АОП/АООП выставлена, но у 50% ОО отсутствует информация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, не выставлены рекомендации специалистов по вопросам развития и воспитания детей с ОВЗ и (или) инвалидностью
Доступ к сети «Интернет»
Наличие доступа к сети «Интернет» всех участников образовательных отношений
100% все педагогические и руководящие работники ОО имеют доступ к сети «Интернет»
Школьная библиотека
Наличие в планах работы школьной библиотеки, познавательных мероприятий для детей с ОВЗ, мероприятий профориентационной направленности
У 70% педагогов-библиотекарей в планах отсутствуют мероприятия профориентационной направленности с младшими школьниками
Доступ к ЭОС и использование ЭОР в образовательной деятельности
Наличие реестра ЭОР, учет их в рабочих программах педагогов
Не во всех ОО сформирован реестр электронных образовательных ресурсов (ЭОР), используемых на уровне начального общего образования
Наличие информационных стендов в ОО
Наличие информации об организации обучения детей с ОВЗ
У 80% ОО отсутствует на стендах информация об организации обучения детей с ОВЗ
Основное общее образование
Сайт организации
Информативность сайта Размещение инфрмации о реализуемых АОП/АООП на официальном сайте организации Наличие на сайте ОО информации для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью (рекомендации специалистов, памятки, буклеты)
У всех ОО размещена информация о реализуемых АОП /АООП, но у 50% ОО отсутствует информация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, не выставлены рекомендации специалистов по вопросам развития и воспитания детей с ОВЗ и (или) инвалидностью
Доступ к сети «Интернет»
Наличие доступа к сети «Интернет» всех участников образовательных отношений
100% доступность всех участников образовательных отношений
Наличие библиотеки
Наличие в планах работы библиотеки познавательных мероприятий для детей с ОВЗ
У 70% педагогов-библиотекарей в планах отсутствуют мероприятия профориентационной направленности с детьми с ОВЗ и инвалидностью
Доступ к ЭОС и использование ЭОР в образовательной деятельности
Наличие реестра ЭОР, учет их в рабочих программах педагогов
Не во всех ОО сформирован реестр электронных образовательных ресурсов (ЭОР), используемых на уровне основного общего образования
Наличие информационных стендов в ОО
Наличие информации об организации обучения детей с ОВЗ
У 80% ОО отсутствует на стендах информация об организации обучения детей с ОВЗ
Вывод, рекомендации:
Информационное обеспечение реализации АОП/АООП в МОО недостаточное. Для эффективного обеспечения информационного сопровождения реализации адаптированных образовательных программ необходимо на сайтах и стендах ОО разместить информацию для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, рекомендации специалистов по вопросам развития и воспитания детей с ОВЗ и (или) инвалидностью, сформировать реестр ЭОР и довести его до сведений всех участников образовательных отношений.
Направление № 3
Качество результатов образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов (результаты успеваемости и ГИА, профориентационная работа)
Показатель 5
Информация о результатах государственной итоговой аттестацииобучающимися с ОВЗ и инвалидностью в 2020-2022 г.г.
год
Количество участников ГВЭ-9 (чел.)
Из них:
Получили аттестат об ООО (чел.)
Количество участников ГВЭ-11 (чел.)
Из них:
Получили аттестат о СОО (чел.)
Дети с интел. нарушениями
в ОО (чел.)
на дому (чел.)
в ОО (чел.)
на дому (чел.)
Количество (чел.)
Получили Свидетельство об образовании
2020
49
49
0
49
3
3
0
3
4
4
2021
42
41
1
42
1
1
0
1
11
11
2022
70
70
0
40
2
2
0
2
2
2
Итого за 3 года
161
160
1
131
6
6
0
6
17
17
Вывод: ежегодно все обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью успешно проходят ГИА. Исключение составил 2022 год, 2 обучающихся с ОВЗ (ОУ № 9,21) не сдали математику в основные сроки. Повторная сдача экзамена по математике за 9 класс планируется на сентябрь 2022 года.
Показатель 6
Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся МОО с ОВЗ
Количество детей 5-9 классов с ОВЗ и инвалидностью, прошедших профессиональные пробы
Количество детей 5-9 классов с ОВЗ и инвалидностью, прошедших профессиональные пробы
Всего детей с инвалидностью в 5-9 классах -65 чел., из них профессиональные пробы прошли 23 чел. Дети с ОВЗ проходили профессиональные пробы в рамках учебных курсов «Технология» и «Профессиональное самоопределение» — 64 чел.
Доля обучающихся 5-9 классов с ОВЗ и инвалидностью, прошедших профессиональные пробы
35,4%
Организация психолого-педагогической и консультационной помощи по вопросам профессиональной ориентации
Количество обучающихся 5-9 классов с ОВЗ, охваченных психолого-педагогической поддержкой, консультационной помощью по вопросам профессиональной ориентации
234 чел
Доля обучающихся 5-9 классов с ОВЗ, охваченных психолого-педагогической поддержкой, консультационной помощью по вопросам профессиональной ориентации
80%
Обучающиеся 5-9 классов, принявшие участие в региональном чемпионате «Абилимпикс»
Количество обучающихся 5-9 классов, принявшие участие в региональном чемпионате «Абилимпикс»
0 чел.
Рекомендации:
1 В образовательных организациях необходимо проводить целенаправленную профориентационную работу, начиная с младшего школьного возраста. Эта работа должна включать в себя более широкое профессиональное информирование.
2. Профориентационная работа с обучающимися с ОВЗ должна проводиться комплексно, с включением в этот процесс различных специалистов и родителей ребенка. 3. Родители обучающихся должны быть активными участниками процесса профориентации. Необходимо на протяжении всего периода профориентации проводить корректировку профессиональных планов ребенка в соответствии с его возможностями. На основе корректировки профессиональных планов необходимо проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.
4. Целесообразно для обучающихся старших классов введение в учебный процесс элементов самостоятельной подготовки и самостоятельного изучения некоторых тем, что в будущем будет способствовать более эффективному профессиональному обучению, особенно в заочной форме.
III. Общие выводы и рекомендации:
По итогам проведенного мониторинга руководителям образовательных организаций рекомендуется: 1. создать условия для получения качественного образования детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК, с учетом Методических рекомендаций руководителям общеобразовательных организаций по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2. принять меры по кадровому обеспечению реализации АОП/АООП в МОО , обеспечить направление на курсы повышения квалификации педагогических работников, реализующих АОП/АООП, 3. предусмотреть меры по организации трудового обучения детей с ОВЗ (умственная отсталость)с учетом региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей); 4. направлять своевременно детей на ПМПК и создавать необходимые условия для получения качественного образования в соответствии с заключением ПМПК и ИПРА, 5. принять меры по эффективной организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ОО, в том числе с применением сетевой формы реализации образовательных программ; 6. проводить информационную работу с родителями по ознакомлению с АОП/АООП, учебными планами, содержанием обучения.
7.провести мониторинг удовлетворенности созданных в ОО специальных условий для обучающихся с ОВЗ в рамках реализации АОП/АООП.